Венера раскрывает тайны

Первый полет АМС «Венера-1» (1961 год) был неудачным— отказал радиопередатчик. Станция «Венера-2» отправилась в дальний рейс 12 ноября 1965 года. С интервалом в 4 дня стартовала «Венера-3».Обе станции в значительной мере выполнили свои задачи. Однако вблизи планеты связь с ними оборвалась. «Венера-3» доставила на поверхность загадочной планеты шар, в котором находился вымпел нашей Родины.Эти полеты были только прелюдией к замечательному достижению советских ученых, конструкторов, рабочих.Подлинным чудом назвал весь мир полет и плавный опуск в атмосфере Венеры советской автоматической межпланетной станции «Венера-4».Запущенная в космос 12 июня 1967 года «Венера-4» прошла 350 миллионов километров и 18 октября 1967 года достигла планеты.Станция «Венера-4» имела массу 1150 килограммов. Она состояла из орбитального отсека и спускаемого аппарата.В орбитальном отсеке были размещены электронные приборы радиокомплекса, системы астроориентации, терморегулирования и управления, научная аппаратура, химические источники тока.

К орбитальному отсеку прикреплены спускаемый аппарат, жидкостная ракетная двигательная установка для коррекции полета, раскрывающиеся панели солнечных батарей, антенны, датчики разных систем и приборов.За четыре с небольшим месяца полета было проведено 114 сеансов радиосвязи с космическим аппаратом. С его борта поступило много научной информации. Когда АМС приблизилась к Венере на расстояние 45 тысяч километров, включились ракетные микродвигатели системы ориентации. После 15-минутного поиска аппарат был сориентирован так, чтобы параболическая направленная антенна «смотрела» на Землю.Благодаря этому интенсивность радиосигналов, поступавших с борта станции, возросла в 300 раз. На Землю пошли сообщения о состоянии систем станции и околопланетном пространстве Венеры.Примерно в 13 тысячах километров от планеты последняя радио1команда с далекой Земли полностью передала управление станцией программно-временному устройству. В 7 часов 34 минуты московского времени 18 октября 1967 года «Венера-4» со второй космической скоростью вошла в атмосферу планеты. От орбитального отсека отделился спускаемый аппарат, почти правильный шар диаметром 1 метр, массой 383 килограмма.Впервые в истории осуществлены вход в атмосферу и торможение аппарата, летящего со второй космической скоростью, и случилось это не в атмосфере Земли, а в атмосфере ярко сверкающей звездочки земного неба, за миллионы километров от нашей планеты. Ну, как не удивляться силе человеческого разума, не воздать хвалу автоматам!В приборном отсеке размещались радиовысотомер, определявший расстояние до поверхности Венеры, научная аппаратура, программно-временное устройство, радиопередатчик, аккумуляторная батарея, блоки автоматики, телеметрическая система в другом отсеке находилась парашютная система, передающая антенна, антенны радиовысотомера, датчики научной аппаратуры.Когда скорость снижения аппарата в результате аэродинамического торможения снизилась примерно до 300 метров в секунду, по команде датчика внешнего давления вступил в действие тормозной парашют. Снижение стало более плавным, Раскрылся основной парашют (оба они из термостойкой ткани). После этого скорость упала до 10 метров в секунду, и спускаемый аппарат еще почти полтора часа плавно снижался в венерианской атмосфере. (Под конец скорость снижения упала до 3 метров в секунду.)Этот удивительный эксперимент принес знания об атмосфере Венеры, ее химическом составе, температуре и давлении на разных высотах.Директор знаменитой английской радиоастрономической обсерватории «Джодрелл Бэнк», крупный ученый Бернард Ловелл, обращаясь к тридцати журналистам, собравшимся в обсерватории в момент спуска нашей АМС на Венеру, сказал: «Мы принимаем сигналы от предмета, находящегося сейчас на поверхности Венеры. В этом мы можем быть абсолютно уверены. Это выдающееся историческое достижение. Информация представляет потрясающий интерес». Это был замечательный подарок советских людей своей матери-Родине в канун ее пятидесятилетия.Однако и после полета «Венеры-4» многие данные об этой планете ждали уточнения, немало оставалось и совсем белых пятен в наших познаниях о ней. И вот стартовали новые автоматические станции «Венера-5» и «Венера-6» — космические аппараты-близнецы. Одна из них ушла в полет утром 3 января 1968 года, вторая—через 5 дней. Главная цель запуска этих АМС — проникнуть более глубоко в атмосферу Венеры, уточнить полученные «Венерой-4» и из других источников данные о ее плотности на резных высотах, температуре, химическом составе.В конструкцию и состав научной аппаратуры спускаемого аппарата были внесены соответствующие изменения. Масса его на «Венере-5» составила 405 килограммов. Корпус спускаемого аппарата был упрочнен так, чтобы выдержать давление до 25—27 атмосфер и более высокие перегрузки и температуры, чем те, на которые рассчитывалась «Венера-4». Парашют также изменили, учитывая более высокую плотность атмосферы, чем когда-то предполагалось, его площадь уменьшили в четыре раза по сравнению с парашютом «Венеры-4». Это ускорило снижение аппаратов в венерианской атмосфере в нужных пределах.Спускаемый аппарат «Венеры-5» вошел в плотные слои атмосферы планеты в 9 часов 01 минуту по московскому времени 16 мая 1969 года 53 минуты продолжался сеанс устойчивой радиосвязи аппарата с Землей. В момент прекращения связи атмосферное давление вокруг аппарата достигло примерно 27 атмосфер — значения, предельного для прочности корпуса аппарата. «Венера-6» вошла в атмосферу Венеры на следующий день— 17 мая в 9 часов 05 минут Связь с ее спускаемым аппаратом во время снижения в атмосфере длилась 51 минутуУстановленные на спускаемых аппаратах газоанализаторы по командам от бортового программно-временного устройства определили содержание углекислого газа, кислорода, воды и азота о вместе с инертными газами на разных уровнях над поверхностью планеты и, следовательно, при разных давлениях и температурах. Измерения температуры и давления атмосферы проводились термометрами сопротивления и манометрами анероидного типа. Впервые на станциях «Венера-5» и «Венера-6» были установлены фотоэлементы для измерения величины освещенности в атмосфере планеты.АМС «Венера-5» и «Венера-6» позволили получить уточненные данные о венерианской атмосфере. Она состоит примерно на 93—97 процентов из углекислого газа, содержит от 2 до 5 процентов азота вместе с инертными газами, не более 0,4 процента кислорода, от 4 до 11 миллиграммов воды в литре атмосферы (при давлении 0,6 атмосферы).Во время снижения каждого аппарата на парашюте более 50 раз измерялась температура окружающей среды и более 70 раз давление. Непосредственные измерения состава атмосферы, давления и температуры были выполнены до высоты 20 километров над поверхностью планеты. Диапазон изменения температуры на участках зондирования составил от 25 до 320 градусов Цельсия, а изменение давления по высоте от 0,5 до 27 атмосфер.Результаты измерений подтвердили, что Венера укутана мощной, плотной атмосферой, состоящей главным образом из углекислого газа и имеющей высокую температуру и высокое давление у поверхности планеты.17 августа 1970 года с промежуточной орбиты искусственного спутника Земли стартовала к Венере новая автоматическая межпланетная станция «Венера-7» Главная цель ее запуска — в процессе спуска в атмосфере планеты изучить атмосферу до самой поверхности Венеры, осуществить посадку на планету и провести измерения непосредственно на поверхности.Конструкция станции в целом аналогична конструкции АМС «Венера-4», «Вечера-5» и «Венера-6». Однако в связи с тем, что полеты предыдущих станций позволили уточнить данные о температуре и давлении нижних слоев атмосферы Венеры, спускаемый аппарат был разработан заново и рассчитан на работу при температуре до 530 градусов Цельсия и давлении 180 атмосфер. Пришлось увеличить его массу на 100 килограммов. Спускаемый аппарат на сей раз должен был обеспечить не только зондирование атмосферы планеты, но и работу приборов непосредственно на поверхности. Специальная композиционная теплоизоляция обеспечила защиту спускаемого аппарата от высоких температур. Было установлено амортизационное устройство для уменьшения перегрузки в момент посадки. Термостойкая ткань купола парашюта также была рассчитана на работу при жаре более чем в полтысячи градусов Цельсия.На расстоянии около 60 тысяч километров от планеты-цели АМС вошла в сферу притяжения Венеры, скорость полета начала нарастать 15 декабря 1970 года при входе в атмосферу Венеры спускаемый аппарат отделился от орбитального отсека. Аэродинамическое торможение венерианской атмосферой соответствующим образом сориентированного аппарата снизило скорость спуска с 11,5 километра до 200 метров в секунду. Спускаемому аппарату и размещенной в нем научной аппаратуре пришлось в это время выдержать перегрузки до 350 единиц, температура перед корпусом аппарата достигала 11 тысяч градусов Цельсия.На высоте около 60 километров над поверхностью планеты, когда давление вокруг спускаемого аппарата достигло 0,7 атмосферы, автоматическое устройство ввело в действие парашютную систему. Она заметно отличалась от той, которая спускала в атмосфере утренней звезды предыдущие АМС. Конструкторы рассчитали парашют так, чтобы значительно быстрее пройти верхние, уже исследованные ранее участки атмосферы. По мере снижения скорость АМС все время измерялась с высокой точностью и передавалась на Землю. Но вот она стала равна нулю — это значит снижение прекратилось, спускаемый аппарат находится на поверхности планеты.После посадки аппарата его передатчики еще в течение 23 минут посылали на Землю ценную информацию. Проведенный учеными анализ данных и расчеты показали, что температура в месте посадки «Венеры-7» составляла 475±20 градусов Цельсия, а давление — 90 ± 15 атмосфер. Да, планета для жизни мало приспособлена!«Венера-7» впервые выполнила эксперимент непосредственно на поверхности Венеры, решена была сложная инженерная задача получения и передачи научных данных при очень высоких давлениях и температурах.27 марта 1972 года стартовала ракета-носитель со станцией «Венера-8». 117 суток продолжался полет этой АМС. 22 июля спускаемый аппарат «Венеры-8» совершил мягкую посадку на поверхность Венеры и в течение 50 минут передавал информацию на Землю Почти в течение двух часов (время спуска в атмосфере и работы на поверхности) научная аппаратура, радиокомплекс и другие приборы опускаемого аппарата работали при почти 500-градусной жаре. Существенным отличием эксперимента с «Венерой-8» от предыдущих полетов была посадка спускаемого аппарата на дневную сторону Венеры. Это потребовало особой точности. Посадка на дневную сторону планеты дала возможность установить, что, несмотря на огромную толщу венерианских облаков (опускаемый аппарат шел в облаках с высоты 65 километров до 28 километров над поверхностью) и очень плотную атмосферу, на поверхности Венеры довольно светло. Стало также ясно, что нет заметных различий в температуре и давлении между ночной и дневной сторонами планеты. «Венера-8» обнаружила присутствие небольшого количества аммиака в атмосфере Венеры. Уникальную информацию дал гамма-спектрометр, установленный на спускаемом аппарате. Он определил наличие и процентное содержание калия, урана и бария в месте посадки. Полученные данные о химическом составе и свойствах грунта Венеры имеют большую научную ценность.В 1975 году изучение Венеры продолжили аппараты «Венера-9» и «Венера-10». Если АМС, исследовавшие Венеру в 1967— 1972 годах, представляли собой модификации аппарата «Венера-4», то «Венера-9» и «Венера-10»—это совершенно новые космические аппараты. Станции состоят из двух основных частей: орбитального блока и спускаемого аппарата.Спускаемый аппарат представляет собой многослойную теплозащитную оболочку шарообразной формы. Диаметр этого шара около двух метров. Он состоит из верхней и нижней полусфер и размещенного внутри шара посадочного аппарата — герметичного приборного контейнера с наружной и внутренней теплоизоляцией, отсека для парашютной системы и научной аппаратуры, тормозного зонтичного устройства, посадочного устройства и антенны.Орбитальный блок «Венеры-9» и «венеры-10»—сложный автономный космический аппарат, имеющий блак баков, ракетный двигатель, панели солнечных батарей, радиаторы системы охлаждения и нагревания, остронапрэвленную параболическую антенну для связи с Землей, направленные антенны для приема информации со опускаемого аппарата, приборный отсек, системы ориентации, научную аппаратуру.8 июня 1975 года («Венера-9») и 14 июня 1975 года («Венера-10») более мощные, чем использовавшиеся раньше для стартов на Венеру, ракеты-носители вывели на траекторию полета новые АМС. Полет прошел успешно. Впервые были созданы искусственные спутники Венеры. Спускаемые аппараты отделялись от орбитальных примерно за двое суток до подлета к планете. Спускаемый аппарат, достигнув верхней границы облаков, сбрасывает свою защитную скорлупу — сперва верхнюю, а затем нижнюю полусферы аэродинамического корпуса. В облаках он спускается медленно, на основном трехкупольном парашюте. Ведь одна из важных задач запуска «Венеры-9» и «Венеры-10» — изучение облачного слоя. Затем парашют отстреливается, и дальнейшее снижение идет на своеобразном космическом зонтике — металлическом щитке, расположенном в верхней части аппарата.22 октября 1975 года совершил мягкую посадку на поверхность Венеры спускаемый аппарат станции «Венера-9», 25 октября в 2200 километрах от него «привенерился» спускаемый аппарат «Венеры-10». Первый успешно работал на поверхности в течение 53 минут, второй — 1 час 5 минут. Оба аппарата впервые в истории передали с места посадки уникальные панорамные изображения поверхности планеты. Это стало качественно новым этапом в исследовании Венеры.Ученые, конструкторы, инженеры, техники и рабочие, принимавшие участие в этом эксперименте, посвятили новый успех советской науки и техники XXV съезду КПСС.Автоматические станции «Венера» передали уникальные научные данные огромной ценности. Полеты этих автоматических межпланетных станций — свидетельство замечательного совершенства советской ракетной техники, автоматики, радиоэлектроники.

Нет похожих публикаций


Тэги: Венера Факт Факты Это интересно

Оставить комментарий


семь + 6 =

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
Видео месяца

Последний запуск шаттла Атлантис
Последний запуск 26-летнего космического челнока состоялся 8 июня 2011 года, именно его я и рекомендую Вам посмотреть.
Реклама
Контакты | Авторские права | RSS | Карта сайта
© Открытый космос rukosmos.ru. 2011 год. Все права защищены. Создание сайта lunev.com.ua